По-долу публикувам един уникален документ от разсекретените съветски архиви (Советский фактор в Восточной Европе. 1944-1953 г. Т. 1. 1944-1948) Вижда се, че Югославия е имала териториални претенции към всичките си съседи, като особенно недружелюбно е отношението и към България, на която е отказан дори договор за приятелство под измислен предлог. Югославската наглост стига до там, че Тито предлага на България да отстъпи на Сърбия Пиринска Македония срещу връщането на Западните покрайнини.
№ 93
Из дневника посла СССР в Югославии А.И.Лаврентьева. Запись беседы с Председателем Совета министров маршалом Й.Б.Тито об отправке торговой делегации в Москву, территориальных претензиях Югославии, планах балканской федерации и др.1
г. Белград 22 апреля 1946 г.
СЕКРЕТНО
Сегодня, 22 апреля, посетил маршала Тито. (Тито пригласил ' меня еще в субботу посетить его сегодня.)
1. Во время беседы Тито сказал, что в ЦК обсуждался вопрос о полномочиях торговой делегации, которая поедет в Москву. Эта делегация, как об этом уже говорил Тито последний раз, будет вести переговоры о заключении торгового соглашения о товарообороте на текущий год и о создании некоторых смешанных советско-югославских обществ (Тито не назвал, какие общества в первую очередь он имеет в виду). Эта же торговая делегация должна провести подготовительную работу по заключению договора по экономическому сотрудничеству между Югославией и Советским Союзом. Тито добавил, что он не особенно уверен в том, что министр Петрович может полностью справиться с этой большой задачей. Поэтому предполагается, что в состав комиссии будет включено два министра. Он, Тито, уже назвал Бане Андреева, одного из министров, который предполагается быть включенным в состав комиссии.
2. Говорили о требованиях Греции. Тито настойчиво подчеркивал, что Валона2 не должна быть ни в коем случае передана Греции. Значение Валоны исключительно велико, поскольку Валона является весьма важным стратегическим пунктом и поскольку через Валону, связав ее железной дорогой с Югославией, можно впоследствии экспортировать и импортировать все товары. Значение Валоны приобретет еще большее значение тогда, если Триест не войдет в состав Югославии. У Тито проскальзывали нотки такого рода, что в конечном счете Албания должна войти в состав Федеративной Югославии.
3. Касаясь взаимоотношений с Румынией, Тито сказал, что если подходить с этнической точки зрения, то у Югославии имеются кое-какие территориальные требования к Румынии3. Однако Тито не думает ставить этого вопроса. Он надеется, что этот вопрос будет урегулирован двумя сторонами.
4. Территориальное требование Югославии к Венгрии, по словам Тито, относится, главным образом, к Баньскому Треугольнику4. Тито прекрасно понимает, что этническое обоснование этих требований у Югославии достаточно слабое. Но Югославия намерена настаивать на этих требованиях из-за экономических соображений, поскольку находящиеся на территории Югославии два канала питаются водой из водной системы Баньского Треугольника. Югославия не хочет, чтобы Венгрия в любой момент могла прекратить водоснабжение этих каналов, что может привести к катастрофическим последствиям для югославской экономики.
5. Югославия предъявила свои территориальные требования также к Австрии в отношении Каринтии5. Эти требования с точки зрения этнического принципа являются неоспоримыми. Тито считает, что югославское правительство должно будет настаивать на удовлетворении этих требований.
6. Маршал Тито пространно говорил о взаимоотношениях с Болгарией. Тито высказался в достаточно решительных тонах, что он сейчас не может поддержать идею федерации с Болгарией по ряду соображений: во-первых, потому, что Болгария остается еще формально монархической страной, и, во-вторых, потому, что влияние коммунистической партии в Болгарии среди населения несравнимо слабее по сравнению с влиянием в Югославии. Говоря о текущих проблемах, Тито сказал, что между Болгарией и Югославией остаются нерешенными две группы вопросов — вопрос территориальный и вопрос относительно возмещения Болгарией тех убытков, которые понесла Югославия в результате оккупации болгарскими войсками части Югославии.
Тито вспомнил о своей встрече в 1944 году с болгарами в Крайове. На этом совещании, как заявил Тито, было условлено, что Югославия может уступить Царибродский район взамен Македонии. Но сейчас болгары требуют этот район, но, в свою очередь, не хотят уступить свою часть Македонии. Тито признает, что болгары имеют основания требовать Царибродский район, но Тито вынужден считаться с позицией сербов, и, исходя из внутриполитических соображений, он не может пойти навстречу болгарским требованиям. Тито — хорват, и сербы законно могут его упрекнуть в том, что он распоряжается сербской территорией. Если бы вопрос шел о взаимном удовлетворении территориальных требований, то югославская уступка Болгарии была бы понятна сербам.
Маршал Тито рассказал о беседе, которую он имел с болгарским посланником Тодоровым. Тодоров зондировал почву о возможности федеративного объединения Румынии, Болгарии и Югославии. Тито на этот зондаж ответил, что перед ним не стоял этот вопрос и он об этом не думал. Затем Тодоров выдвинул предложение заключить договор о дружбе между Югославией и Болгарией. По словам Тито, им было заявлено болгарскому посланнику, что в данный момент заключение этого договора принесло бы вред и Югославии, и Болгарии. Особенно велик вред был бы для Болгарии, поскольку еще не подписан мирный договор. Все же по данному вопросу о возможности заключения договора о дружбе между Югославией и Болгарией Тито просит сообщить мнение Москвы. Тито сказал также, что в ближайшее время в Югославию должна прибыть болгарская делегация во главе с министром финансов для экономических переговоров. Но эта делегация, как полагает Тито, в своих переговорах затронет и другие вопросы. Тито дал указание Министерству иностранных дел в том духе, как это говорил он выше.
7. Тито затронул вопрос об отношениях с Францией. Он заметил, что ему не понятно, почему по вопросу итало-югославской границы французское правительство занимает такую же отрицательную позицию, какую занимают англичане и американцы. Я сказал, что трудно ожидать другой позиции со стороны Франции при нынешнем ее внешнеполитическом курсе, поскольку Франция ориентируется в своей внешней политике на Англию и ' США.
8. Тито сообщил, что, согласно полученным сведениям из Лондона, сейчас идет очень большая дискуссия в комиссии по окончательному редактированию документа об этнической границе между Италией и Югославией. Маршал Тито очень хотел бы, чтобы советская делегация в этой комиссии продолжала настаивать на своих прежних предложениях, которые она выдвигала до сих пор. Тито высказал мысль, что, может быть, было бы лучше, если бы советская делегация отказалась бы от подписания документа, который не соответствовал бы этой позиции.
9. В соответствии с указаниями из Москвы я информировал Тито, что советская делегация в Совете министров иностранных дел поддержит предложение югославского правительства о демилитаризации итальянской стороны итало-югославской границы и не будет возражать против демилитаризации итальянской стороны франко-итальянской границы. Тито этим сообщением был очень доволен и тут же записал в свою книжку.
10. Далее я сообщил Тито в соответствии с письмом из МИДа СССР о концентрации реакционных югославских сил в американской зоне Германии.
11. Мною было также сказано Тито на основании письма из Москвы о том, что корреспондент телеграфного агентства Югославии в Румынии Йован Мессарович тесно связан с англичанами и
с английскими резидентами. Я заметил, что вряд ли целесообразно иметь такого корреспондента в Румынии. Тито сказал, что сейчас перед ним, очевидно, проблема заключается не в том, чтобы его отозвать, а в том, чтобы его вызвать в Югославию. Тито при этом заметил, что в последнее время в Югославии была раскрыта значительная шпионская группа, связанная с американцами, но что мало-помалу шпионы в Югославии начинают вылавливаться.
Тито пригласил меня позавтракать с ним. Я принял его предложение. На завтраке присутствовали лишь Тито и шеф его кабинета Джурич.
ПОСОЛ СССР В ЮГОСЛАВИИ А.ЛАВРЕНТЬЕВ
1 Разослана В.Молотову, А.Вышинскому, В.Деканозову, АЛаврищеву, в дело.
2 Валона — здесь и далее в документах итальянское название албанского г. Влёры.
3 Речь шла о части румынской территории в районе Тимишоары, включая г. Тимишоара, а также в районе г. Решица.
4 Речь идет о территории Баната — части Воеводины, принадлежавшей Венгрии.
5 Югославская сторона добивалась присоединения части Каринтии (так называемой Корушской области, населенной словенцами). Эта территория до первой мировой войны входила в состав Королевства СХС, но после проведенного плебисцита отошла к Австрии.
АВП РФ. Ф. 06. Оп. 8. П. 56. Д. 943. Л. 19-23. Подлинник.
Няма коментари:
Публикуване на коментар