сряда, 25 юни 2008 г.

През 1945, Тито е имал териториални претенции към всички съседи на Югославия

По-долу публикувам един уникален документ от разсекретените съветски архиви (Советский фактор в Восточной Европе. 1944-1953 г. Т. 1. 1944-1948) Вижда се, че Югославия е имала териториални претенции към всичките си съседи, като особенно недружелюбно е отношението и към България, на която е отказан дори договор за приятелство под измислен предлог. Югославската наглост стига до там, че Тито предлага на България да отстъпи на Сърбия Пиринска Македония срещу връщането на Западните покрайнини. 

 

№ 93

Из дневника посла СССР в Югославии А.И.Лаврентьева. Запись беседы с Председателем Совета министров маршалом Й.Б.Тито об отправке торговой делегации в Москву, территориальных претензиях Югославии, планах балканской федерации и др.1

г. Белград 22 апреля 1946 г.

СЕКРЕТНО

Сегодня, 22 апреля, посетил маршала Тито. (Тито пригласил ' меня еще в субботу посетить его сегодня.)

1. Во время беседы Тито сказал, что в ЦК обсуждался вопрос о полномочиях торговой делегации, которая поедет в Москву. Эта делегация, как об этом уже говорил Тито последний раз, будет вести переговоры о заключении торгового соглашения о товароо­бороте на текущий год и о создании некоторых смешанных совет­ско-югославских обществ (Тито не назвал, какие общества в пер­вую очередь он имеет в виду). Эта же торговая делегация должна провести подготовительную работу по заключению договора по экономическому сотрудничеству между Югославией и Советским Союзом. Тито добавил, что он не особенно уверен в том, что ми­нистр Петрович может полностью справиться с этой большой за­дачей. Поэтому предполагается, что в состав комиссии будет включено два министра. Он, Тито, уже назвал Бане Андреева, одного из министров, который предполагается быть включенным в состав комиссии.

2. Говорили о требованиях Греции. Тито настойчиво подчерки­вал, что Валона2 не должна быть ни в коем случае передана Гре­ции. Значение Валоны исключительно велико, поскольку Валона является весьма важным стратегическим пунктом и поскольку через Валону, связав ее железной дорогой с Югославией, можно впоследствии экспортировать и импортировать все товары. Значе­ние Валоны приобретет еще большее значение тогда, если Триест не войдет в состав Югославии. У Тито проскальзывали нотки та­кого рода, что в конечном счете Албания должна войти в состав Федеративной Югославии.

3. Касаясь взаимоотношений с Румынией, Тито сказал, что если подходить с этнической точки зрения, то у Югославии име­ются кое-какие территориальные требования к Румынии3. Однако Тито не думает ставить этого вопроса. Он надеется, что этот во­прос будет урегулирован двумя сторонами.

4. Территориальное требование Югославии к Венгрии, по сло­вам Тито, относится, главным образом, к Баньскому Треугольни­ку4. Тито прекрасно понимает, что этническое обоснование этих требований у Югославии достаточно слабое. Но Югославия наме­рена настаивать на этих требованиях из-за экономических сообра­жений, поскольку находящиеся на территории Югославии два ка­нала питаются водой из водной системы Баньского Треугольника. Югославия не хочет, чтобы Венгрия в любой момент могла пре­кратить водоснабжение этих каналов, что может привести к катас­трофическим последствиям для югославской экономики.

5. Югославия предъявила свои территориальные требования также к Австрии в отношении Каринтии5. Эти требования с точки зрения этнического принципа являются неоспоримыми. Тито счи­тает, что югославское правительство должно будет настаивать на удовлетворении этих требований.

6. Маршал Тито пространно говорил о взаимоотношениях с Болгарией. Тито высказался в достаточно решительных тонах, что он сейчас не может поддержать идею федерации с Болгарией по ряду соображений: во-первых, потому, что Болгария остается еще формально монархической страной, и, во-вторых, потому, что влияние коммунистической партии в Болгарии среди населения несравнимо слабее по сравнению с влиянием в Югославии. Го­воря о текущих проблемах, Тито сказал, что между Болгарией и Югославией остаются нерешенными две группы вопросов — во­прос территориальный и вопрос относительно возмещения Бол­гарией тех убытков, которые понесла Югославия в результате ок­купации болгарскими войсками части Югославии.

Тито вспомнил о своей встрече в 1944 году с болгарами в Крайове. На этом совещании, как заявил Тито, было условлено, что Югославия может уступить Царибродский район взамен Ма­кедонии. Но сейчас болгары требуют этот район, но, в свою оче­редь, не хотят уступить свою часть Македонии. Тито признает, что болгары имеют основания требовать Царибродский район, но Тито вынужден считаться с позицией сербов, и, исходя из внут­риполитических соображений, он не может пойти навстречу бол­гарским требованиям. Тито — хорват, и сербы законно могут его упрекнуть в том, что он распоряжается сербской территорией. Если бы вопрос шел о взаимном удовлетворении территориаль­ных требований, то югославская уступка Болгарии была бы по­нятна сербам.

Маршал Тито рассказал о беседе, которую он имел с болгар­ским посланником Тодоровым. Тодоров зондировал почву о воз­можности федеративного объединения Румынии, Болгарии и Югославии. Тито на этот зондаж ответил, что перед ним не стоял этот вопрос и он об этом не думал. Затем Тодоров выдвинул предложение заключить договор о дружбе между Югославией и Болгарией. По словам Тито, им было заявлено болгарскому по­сланнику, что в данный момент заключение этого договора при­несло бы вред и Югославии, и Болгарии. Особенно велик вред был бы для Болгарии, поскольку еще не подписан мирный дого­вор. Все же по данному вопросу о возможности заключения до­говора о дружбе между Югославией и Болгарией Тито просит со­общить мнение Москвы. Тито сказал также, что в ближайшее время в Югославию должна прибыть болгарская делегация во главе с министром финансов для экономических переговоров. Но эта делегация, как полагает Тито, в своих переговорах затронет и другие вопросы. Тито дал указание Министерству иностранных дел в том духе, как это говорил он выше.

7. Тито затронул вопрос об отношениях с Францией. Он за­метил, что ему не понятно, почему по вопросу итало-югослав­ской границы французское правительство занимает такую же от­рицательную позицию, какую занимают англичане и американцы. Я сказал, что трудно ожидать другой позиции со стороны Фран­ции при нынешнем ее внешнеполитическом курсе, поскольку Франция ориентируется в своей внешней политике на Англию и ' США.

8. Тито сообщил, что, согласно полученным сведениям из Лондона, сейчас идет очень большая дискуссия в комиссии по окончательному редактированию документа об этнической грани­це между Италией и Югославией. Маршал Тито очень хотел бы, чтобы советская делегация в этой комиссии продолжала настаи­вать на своих прежних предложениях, которые она выдвигала до сих пор. Тито высказал мысль, что, может быть, было бы лучше, если бы советская делегация отказалась бы от подписания доку­мента, который не соответствовал бы этой позиции.

9. В соответствии с указаниями из Москвы я информировал Тито, что советская делегация в Совете министров иностранных дел поддержит предложение югославского правительства о деми­литаризации итальянской стороны итало-югославской границы и не будет возражать против демилитаризации итальянской сторо­ны франко-итальянской границы. Тито этим сообщением был очень доволен и тут же записал в свою книжку.

10. Далее я сообщил Тито в соответствии с письмом из МИДа СССР о концентрации реакционных югославских сил в амери­канской зоне Германии.

11. Мною было также сказано Тито на основании письма из Москвы о том, что корреспондент телеграфного агентства Югославии в Румынии Йован Мессарович тесно связан с англичанами и
с английскими резидентами. Я заметил, что вряд ли целесообразно иметь такого корреспондента в Румынии. Тито сказал, что сейчас перед ним, очевидно, проблема заключается не в том, чтобы его отозвать, а в том, чтобы его вызвать в Югославию. Тито при этом заметил, что в последнее время в Югославии была раскрыта значительная шпионская группа, связанная с американцами, но что мало-помалу шпионы в Югославии начинают вылавливаться.

Тито пригласил меня позавтракать с ним. Я принял его пред­ложение. На завтраке присутствовали лишь Тито и шеф его каби­нета Джурич.

ПОСОЛ СССР В ЮГОСЛАВИИ А.ЛАВРЕНТЬЕВ

1 Разослана В.Молотову, А.Вышинскому, В.Деканозову, АЛаврищеву, в дело.

2 Валона — здесь и далее в документах итальянское название албан­ского г. Влёры.

3 Речь шла о части румынской территории в районе Тимишоары, включая г. Тимишоара, а также в районе г. Решица.

4 Речь идет о территории Баната — части Воеводины, принадлежавшей Венгрии.

5 Югославская сторона добивалась присоединения части Каринтии (так называемой Корушской области, населенной словенцами). Эта терри­тория до первой мировой войны входила в состав Королевства СХС, но после проведенного плебисцита отошла к Австрии.

АВП РФ. Ф. 06. Оп. 8. П. 56. Д. 943. Л. 19-23. Подлинник.

Няма коментари: